Произошло это благодаря поездке Театра «P.S.» 1-5 марта в Санкт-Петербург, где уже четырнадцать лет укрепляет свою традицию Международный фестиваль моноспектаклей «Монокль». Спектакль «Ну, наконец!» по пьесе современного австрийского драматурга П.Туррини стал лауреатом II премии нынешнего, VII по счету, фестиваля.

Это странный спектакль, гипнотизирующий, в котором один актер  держит зрителя в неослабевающем напряжении почти два часа. И это не удивительно, ведь история Героя начинается словами: «Сейчас я сосчитаю до тысячи и покончу с собой. Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, одиннадцать, двенадцать…».  «Я хочу оказаться в каком-то другом месте», – говорит Герой. Иллюзия перемены к лучшему в финале спектакля становится реальностью. Вот почему так оптимистически звучат последние (перед выстрелом в прошлое) слова этого путешествия. «Ну, наконец!..»

На вопросы о состоявшейся поездке отвечает художественный руководитель Театра «P.S.» и режиссер спектакля заслуженный деятель культуры Украины Степан Пасичник:

– Степан Владимирович, чего было больше – игры случая или стратегии в вашем решении везти спектакль в Санкт-Петербург?

- Когда мы ехали, у меня, как руководителя театра, не было никаких надежд, реваншистских амбиций. Так как Театр «P.S.» очень немного еще гастролировал, то у нас было только желание сменить обстановку. Что касается вашего вопроса, я полагаю, в каждой случайности есть своя закономерность. Сегодня фестивальное движение заменило театрам гастроли, и выехать куда-то – не является проблемой. Ну, при наличии спонсора, конечно. Фестивалей много. Как правило, условия везде одинаковые. Проезд за свой счет, а содержит группу фестиваль. Директор Театра «P.S.» Светлана Пасичник нашла в интернете информацию о проведении фестиваля моноспектаклей, а так как у нас есть такой спектакль – премьера прошлого сезона, «Ну, наконец!», мы созвонились с оргкомитетом и предоставили видео для отборочного тура. Нам перезвонили, сообщив, что наш спектакль прошел конкурс – приезжайте со спектаклем. С финансами на поездку помог Я.П. Ющенко. По его же идее, мы показали еще один спектакль – «История медвежат панда», вне конкурса, благотворительно, специально для немалой украинской диаспоры Петербурга, приурочив показ к 195-летию Т.Шевченко. Мы не могли упустить такого шанса – не часто украинский театр посещает Санкт-Петербург.

– Что вы можете сказать об условиях проведения фестиваля?

- Как и все, что проводится в рамках фестивалей «Балтийский Дом», это был действительно высокий международный уровень. От встречи до отъезда нас курировали, помогали решать все технические и организационные проблемы. Показ «Ну, наконец!» был назначен на девять вечера, жури было страшно измучено – только что уже состоялся другой спектакль. А наш идет час сорок без антракта при фестивальной норме час пятнадцать. Нам отвели малый зал, идя навстречу формату спектакля – один актер, один стул и обязательное присутствие зрителя вокруг всего квадрата сцены. Это обеспечивает необходимый для спектакля «Ну, наконец!» контакт со зрителем.

– Конкуренция была сильной?

- Мне удалось увидеть спектакль-лауреат первой премии. Вологодский актер В. Чубенко играл монолог петербургского кота «Кыся». Пьеса известна благодаря скандальному исполнению Дмитрия Нагиева. Но данный спектакль был страшно интересен, интеллигентен, талантлив – он абсолютно заслуживал наивысшей награды! Сама пьеса предоставляла максимум игрового пространства – это ведь ироническое отчуждение: актер играет питерского кота. Наша пьеса, например, принципиально другого рода – не по глубине проблематики. В целом, из того, что мне повезло увидеть, я заключил, что выигрышно выглядели моноспектакли по пьесам, а не по композициям.

– Школа театра «P.S.» не показалась российскому зрителю экзотикой?

- Не знаю. Но различия очевидны: в России актеры играют моноспектакль, последовательно принимая на себя личины всех тех персонажей, о которых речь. Лично для меня такая иллюстративность неприемлема. По нашей  школе, текст «двигают» фрагмент, мысль, эмоция, подчиненность композиции. Нам удалось час сорок держать зрителя – это свидетельство правильности моей догадки.

- Можно сказать, что вы вернулись домой с ощущением интегрированости Театра «P.S.» в проблематику мирового театра? Созвучной ли вам показалась эстетика других моноспектаклей?

- Все моноспектакли практически об одном, конечно, идеи общие. Это проблемы современника с любовью или же с социумом. Кто такой актер? Это человек, который может о чем-то говорить со зрителем посредством театра. Но этого мало. Актер наделен правом на этот разговор. А кто или что дает ему это право? Идея, которую он старается донести. Для меня тема «Ну, наконец!» особенно близка: притворство, маски, которые человек обречен носить, но он имеет право на бунт. Путь человека к себе или к Богу возможен только при условии отказа от этих масок.

– Какова была география участников фестиваля?

- Кроме петербуржцев, привезли спектакли из Москвы, Нижнего Новгорода, Македонии и других стран.

– А как обстояло дело с преодолением языкового барьера? Ведь Театр «P.S.» играет только по-украински.

- Хоть языки и близки, мы, конечно, переживали. И, на мой взгляд, Сергей Москаленко (Black Jack), в целом, не утратив своего шарма, даже перестарался – его стремление максимально внятно артикулировать текст чуть изменило темпоритм спектакля. В результате скажу, что переживали мы напрасно, так как язык театра в очередной раз доказал свою универсальность. Зрители понимали, обращая внимание не только на текст. Кроме того, перед началом мы раздавали всем синопсис. После награждения, члены жури мне говорили, что, невзирая на язык, было понятно, как тонко актер проводил свой психологический рисунок роли.

– Как вы расцениваете полученную награду?

- Безусловно, как престижную. Это ведь вторая премия на Международном фестивале с солидным жури, среди которых известный киноактер главный режиссер филармонии Петербурга Ю.Тимошевский, арт-директор фестиваля «Монобалтия», главреж Каунасского театра С.Рубиновас (Литва), авторитетные театроведы Г.Коваленко (Петербург) и Э.Макарова (Москва).

Скажу еще, что главная моя награда этой поездки вообще не касается театра. В Петербурге после перерыва в четырнадцать лет я встретил своего старого друга, сейчас он первая скрипка Мариинского театра. Для меня это событие равносильно первой премии!

Коваленко Юлия, театровед